Баннер
facebook
twitter
logotype
deco

You are here:

img1
img2
img3
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Проблемы обучаемости и нарушения речи «Забыл, что учил!», «Не запомнил, что говорил учитель!»,     «Не успел записать!», «Не заметил этот пример!». Как часто Вы слышите эти фразы от ваших детей?

Заторможенность мышления, рассеянность внимания   и  недостаточный объем памяти  - все эти проблемы присутствуют сегодня у наших детей. Как следствие, увеличивается во времени выполнение домашних заданий, возникают проблемы с успеваемостью в школе. Одними требованиями «Будь внимательнее!» и «Учи лучше!»  здесь не обойтись.

Многие дети в возрасте от 6 до 12 лет страдают от различных нарушений обучаемости. Эти нарушения вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социо-экономическими условиями, и не психоаффективным расстройством. Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период.

Речевое развитие – один из наиболее важных моментов в общем развитии ребенка. Речевое развитие определяет не только то, как ребенок в своей взрослой жизни будет общаться, его интеллектуальное развитие, а также успешность его обучения в школе.К таким нарушениям относятся дислексия (нарушение чтения), дизорфография (неспособность соотнести звуки речи с письмом) и диспраксия (неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений). К нарушениям обучаемости также относят дисфазию (нарушение устной речи) и дискалькулия (неспособность к арифметике и счету).

Цель курса:Активизировать работу мозга, увеличить объем кратковременной и долговременной памяти, улучшить способность распределения внимания, увеличить объём восприятия информации с помощью  метода Томатис


Эффект метода "ТОМАТИС" основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому метод "ТОМАТИС" может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи. Метод "ТОМАТИС" не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.

Первазивные расстройства развития (Аутизм, нарушения развития )

Общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации. Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как «зеркальные нейроны». Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания — совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека.

Воздействуя на эти нервные цепочки, метод «ТОМАТИС» может улучшить как способность к коммуникации, так и качество межличностных отношений. Метод «ТОМАТИС» доказал свою эффективность при лечении аутизма и связанных с ним расстройств поведения (например, синдрома Аспергера). Существуют различные методики помощи людям, страдающим этими расстройствами. В этом отношении метод «Томатис» не является уникальным.

Аутизм (от греч. autos — сам) — отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. Это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д. Это также расстройство сенсорной интеграции и коммуникации.

«Томатис» и Аутизм

Метод «Томатис» — не панацея для аутизма. Мы не можем произвести чудо, и не обещаем его. Тем не менее, слуховая терапия может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы. Чаще всего «Томатис» используется наряду с другими терапиями.Стимулируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы. Каждый аутичный человек отличается от другого и может давать различные реакции на программу. В некоторых случаях мы можем наблюдать первые результаты в течение нескольких недель, как в случаях с другими это может происходить намного дольше. Также, прогресс никогда не идет по прямой линии. Случаются как удачные, так и неудачные дни. Но мы всегда движемся вперед, особенно когда Вы оцените результат через несколько месяцев.

В большинстве случаев «Томатис» демонстрирует улучшения в следующем:
• Уменьшается гиперчувствительность к звукам:
• они лучше переносят шум;
• они начинают лучше взаимодействовать с тем, что происходит вокруг них, т.к. чувствуют себя менее уязвимыми от окружающих звуков;
• и, как результат, уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение;
• они также начинают больше обращать внимание вокруг себя.
• Уменьшается боязнь тактильного контакта:
• у них уменьшается боязнь тактильного контакта, и у них возникает желание взаимодействовать с другими. Это их социализирует;
• они также могут стать более любящими, нежными. Ребенок может подойти и сесть к Вам на колени, ожидая объятий.
• Происходят изменения с речью:
• у аутистов с отсутствием речи, изменяется рецептивная речь. Они могут начать вокализировать, издавать звуки или лепетать, экспериментируя с голосом;
• у детей с более развитыми речевыми навыками, может улучшиться экспрессивная речь. Они начинают использовать более длинные предложения, и подбирают более подходящие слова для описания. Они могут использовать личные местоимения такие, как «Я» или «ТЫ» вместо обращения к себе в третьем лице. Лучшее владение языком ведет к желанию коммуницировать.
• Происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды:
• те, кто разборчив в еде, могут начать принимать разнообразную пищу, включая пищу разной структуры.
• Изменяется представление о самом себе:
• как только они начинают взаимодействовать со своим голосом, сразу улучшается собственное представление. Они осознают, что у них есть голос!
• Улучшаются социальные навыки:
• они начинают смотреть, чтобы контактировать и лучше отвечать другим;
• могут лучше следовать инструкциям;
• могут инициировать контакт.
• Менее агрессивное поведение:
• они становятся менее агрессивными по отношению к окружающим и к самим себе;
• меньше наносят себе ранений и показывают менее повторяющееся поведение.
• Улучшается визуальный контакт:
• они могут смотреть Вам в глаза и охотно осмысливать, что Вы им говорите;
• могут обращать больше внимания на то, что они видят.
Снижение гиперчувствительности

Когда стоит проблема гиперчувствительности к звукам, то она корректируется в первую очередь. Когда мы справляемся с этой проблемой, тогда мы можем помочь им начать слушать лучше. Это также улучшает сенсорную интеграцию. Оба этих элемента, навыки слушания и сенсорная интеграция, являются строительным материалом для развития их коммуникативных навыков.Аутисты часто испытывают невыносимую боль, потому что имеют сложную чувствительность.

Как ведут себя аутисты с гиперчувствительностью:
• закрывают уши руками - чтобы защитить себя от входящего звука;
• наблюдаются вспышки гневных реакций — из-за необходимости иметь дело с постоянно входящими звуками;
• частое повторение одних и тех же слов, фраз, предложений — скорее всего, как способ собственного успокоения или стабилизации.

Итак, почему они настолько чувствительно к звукам? Ответ на данный вопрос лежит в том, как мы слушаем. Наша кожа и наши кости являются хорошими звуковыми проводниками. Все наше тело отвечает звукам. Тем не менее, в отличие от многих людей, многие аутисты слушают предпочтительно всем своим телом. Звуки, полученные телом не проходя фильтрацию напрямую, отправляются в мозг. Это значит, что неуместный фоновый шум не отфильтровывается. Итак, аутисты постоянно находятся под атакой звуков. Когда люди, в первую очередь слышат ушами, звук фильтруется и уменьшает свою силу. Также отфильтровывается фоновый шум, т.е. они способны настроиться на то, что действительно важно для них. Аутисты с гиперчувствительностью не способны не обращать внимания на фоновый шум и настраиваться на то, что им нужно. Они слишком много слышат своим телом, они слышат слишком много костно-проводящм путем. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело.

Т.о. первоочередная задача — десенсибилизация костно-проводящего пути. Уши должны стать главным входом для звуков, а костно-проводящий путь станет вторым входом. Таким образом, звуки будут обрабатываться правильно. Это достигается при помощи системы электронных переключений, через специальные наушники, в которые вставлен вибратор. Через вибратор человек слышит своим скелетом — телом, и в то же время звук идет обычным — воздушным путем, через уши. Через определенное время человек привыкнет к слушанию первоначально через уши. Когда начинают переобучение, звук посылается по костно-проводящему пути за несколько миллисекунд до того, как пойдет по воздушному пути. Через определенный срок этот разрыв между подачей звука на скелет и на уши уменьшается, заставляя мозг самому регулировать костное проведение. И через некоторое время слушание будет настроено в первую очередь через уши. Десенсибилизация костного проведения уменьшает гиперчувствительность к звукам.

Изменение речи

Способность слушать и контролировать себя — это основа речи. Как не парадоксально, это ухо контролирует речь и все ее параметры: громкость, поток, артикуляцию и т.д. Когда мы говорим, мы бессознательно следим за речью через самоконтроль. Это значит, что мы способны концентрироваться на входящих извне звуках, а также на звуках, идущих изнутри (внутренний голос). Aутисты отключают их, не обращают на них внимания, чтобы защитить себя. Но они также отключают то, что идет изнутри, возможно по тем же самым причинам. Они также отключены от внешнего мира, как и от самих себя. Поэтому коммуникация становится очень трудной..

Программа «Томатис» помогает аутистам развить способность слушать и контролировать себя, чтобы побудить желание коммуницировать. В данном случае вокальные упражнения — это ключ в достижении этой цели. Детей просят говорить в микрофон. Через обратную связь они сразу принимают собственный голос, поступающий на правое ухо. Голос возвращается не только в уши, но и на скелет, благодаря вибратору, встроенному в наушники. В том случае, когда речь идет о глубоком аутизме, и у ребенка нет речи, мы все равно предлагаем упражнения с микрофоном, стараясь получить его лепет или любые издаваемые им звуки. Вокальные упражнения всегда становятся испытанием для аутистов, особенно вначале. Возможно, до этого момента они не соединяли себя с собственным голосом, т.к. это требует сознания самого себя и собственного тела, что является слабой стороной у аутистов. Костные вибрации являются ключом к восприятию собственного тела, основе собственного развития. Это дает им возможность «чувствовать» свое тело. Аутисты должны научиться, как использовать собственное тело в качестве инструмента, чтобы инициировать речь. Проводимые вокальные упражнения дают им возможность «почувствовать» свое тело, развить способность воспроизвести звук, а это в свою очередь может привести к речи. Ясно, что снижение гиперчувствительности и регулирование сенсорной интеграции позволяют выйти аутистам из своей защитной «раковины» и являются основными этапами на пути соединения аутиста со своей семьей и своим окружением. Несмотря на то, что Программа «Томатис» в первую очередь сосредотачивается на процессе слушания и вокальных упражнениях, но одновременно идет развитие и в других направлениях.

Проблемы концентрации внимания

Внимание - это способность человека выбирать важное для него событие или мысль и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию бодрствования или психической активности, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени, даже если эта задача требует минимальных усилий, подразумевает выполнение рутинных или привычных действий (например, проверка написанного или копирование текста). Специфическая направленность внимания - это способность распределять внимание между несколькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания не только очень вредна в когнитивном смысле, но и является источником проблем и даже немалых мучений для ребенка в школьной обстановке.

Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод "ТОМАТИС" также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики "Томатис" основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность восприятия и внимание. Наша задача - помочь мозгу разработать автоматические механизмы распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание.

 

 Аффективные и эмоциональные расстройства

Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Метод "ТОМАТИС" действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка - орган среднего уха - выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод "ТОМАТИС" регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод "ТОМАТИС" также эффективно влияет на регуляцию стресса.

Интеграция в иностранные языки (развитие восприятия языков и избавление от акцента)

В процессе развития ребенок учится выборочно воспринимать и распознавать звуки, соответствующие его языковой среде, и в то же время игнорировать звуки, отсутствующие в фонетике языка его повседневного общения. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. Таким образом, язык - это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Эти ритмические и звуковые элементы образуют звуковой фундамент для овладения другими языковыми элементами (например, лексическими, синтаксическими и семантическими).

Метод "ТОМАТИС"предназначен для того, чтобы предоставить всем желающим изучать иностранный язык возможность естественного овладения этими ритмическими и звуковыми элементами путем эффективной адаптации слухового аппарата к незнакомой ему музыке с целью ее анализа и воспроизведения. Для этого необходимо освободиться от диктата привычных ритмических и фонетических моделей родного языка, нередко отрицательно влияющих на освоение нового языка.

Личностное развитие и эмоциональное равновесие (дипрессия, беспокойство, повышенная возбудимость)

Польза тренировок для поддержания тела в хорошей форме общеизвестна, но мало кто понимает, что для эмоционального здоровья тренировки не менее важны. Сенсорные сигналы стимулируют активность мозга, и, как следствие, мы чувствуем прилив энергии или расслабляемся. Поскольку ухо - важнейший канал получения сенсорных сигналов на теле человека, нетрудно понять, почему оно играет такую важную роль.
 Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Человеческое ухо выполняют функцию "зарядки коры головного мозга". Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Поэтому звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода "ТОМАТИС" дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.


Коммуникативные расстройства

Глубоко укоренившееся искажение слухового восприятия может даже привести к потере желания слушать, что, в свою очередь, снижает желание общаться. Это происходит по двум причинам: человек, у которого наблюдается такое искажение, страдает от неуверенности в себе, или просто отказывается от попыток установить коммуникацию, что приводит к трудностям в общении.

Как вы помните, умение слышать необязательно является следствием хорошего слуха. Слышание характеризуется искренним стремлением установить коммуникацию и качеством восприятия и интерпретации полученного звукового сообщения. Таким образом, умение слышать

зависит не от слуха или чувствительности уха, но от того, насколько эффективно нащ мозг обрабатывает услышанное, то есть от степени использования слуха.
Хотя "коммуникативные расстройства" - слишком общее понятие, и трудности с коммуникацией могут быть вызваны различными причинами, установлено, что значительное число проблем коммуникации возникает как следствие известных нарушений функции слуха.

Сложности с коммуникацией могут принимать различные формы. Например, они могут проявляться как неспособность воспринимать звуки окружающей среды, не чувствуя при этом угрозы: некоторые люди, страдающие коммуникативным расстройством, слышат в звуке хлопающей двери, приглушенном шуме в ресторане и даже хорошо знакомых голосах коллег по работе, родителей и друзей угрозу... При некоторых коммуникативных расстройствах человек не может, или может, но лишь отчасти, использовать собственный голос в качестве основного инструмента коммуникации. Это вызвано тем, что он не контролирует различные мелодичные составляющие голоса - интонацию, выразительность, ритм, силу и пр. - поэтому как следствие его голос воспринимается собеседниками как грубый, безэмоциональный, лишенный какой-либо выразительности.

Метод "ТОМАТИС" развивает восприятие и воспроизведение звука, тем самым эффективно воздействуя на коммуникацию.

Проблемы психомоторного развития

Проблемы психомоторного развития - это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов).

Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Наше ухо - это не просто орган чувств, который воспринимает звуки. В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции. Функция вестибулярного аппарата - поддерживать равновесие тела. Метод "ТОМАТИС" воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности. Более того, вестибулярный аппарат вместе с некоторыми другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод "ТОМАТИС" эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.

Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела. Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода "ТОМАТИС".

Развитие голосовых данных и музыкальности

Одна из первоначальных сфер применения метода "ТОМАТИС" - развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. По сути, поскольку метод "ТОМАТИС" оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов).

Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.

Сопровождение беременности

Точно установлено, что все аффективные и эмоциональные переживания женщины, как положительные, так и отрицательные, передаются ребенку в ее утробе. Поэтому важно, чтобы в течении всего периода этого необычного общения будущая мать находилась в состоянии полного покоя и релаксации. Более того, ребенок в утробе слышит голос матери, который становится для него эмоциональной звуковой первоосновой, чрезвычайно важной для полноценного физического и психического развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы звук материнского голоса казался ребенку приятным.
Исследования последних лет, проводимые по изучению внутриутробного развития, позволили подтвердить теорию, что плод ведет интенсивную физическую и чувственную активность. Эта гипотеза, впервые выдвинутая Альфредом Томатисом, сейчас подтверждена и принята. С первых месяцев развития плод может слышать, а также он способен накапливать многочисленные воспоминания, которые ему доставляет первый чувственный опыт.
Слух -  первое чувство, которое полноценно физиологически развивается у зародыша. Уже на сроке беременности больше 18 недель  человеческое ухо функционирует. Влияние на  развитие еще не родившегося малыша  в наибольшей степени передается через звуки.
Под действием метода, энергетические способности мозга увеличиваются в 10 раз. Повышается сознательность. Этот подъем энергии помогает женщине преодолевать обыденный стресс, связанный с состоянием беременности. Исчезает заторможенность. К концу нескольких сеансов сердечный ритм, дыхание становятся более спокойными. Стенки матки расслабляются, давая больше пространства будущему ребенку. Женщина разрушает свой собственный защитный экран, ее собственные страхи становятся относительными, и она готова полностью посвятить себя своему ребенку. Неудобства, связанные с состоянием беременности (усталость, опасения, тревога, внезапные изменения настроения) становятся относительными. Они кажутся банальными и незначительными.
Доктор Томатис разработал специальную программу для беременных женщин, которая помогает наладить коммуникацию между матерью и ребенком. С одной стороны, программа помогает маме легче пережить беременность и подготовиться к родам, с другой стороны прослушивание специальной программы стимулирует развитие ребенка.
Многочисленные свидетельства мам, прошедших программу, тому подтверждение.
Женщины отмечают уменьшение усталости, болей в спине, снижение мышечного напряжение. Улучшается эмоциональное состояние. Роды проходят легче и без  осложнений.
Наш центр предлагает специальную программу для беременных женщин, которая позволяет улучшить внутриутробное общение между матерью и ребенком.
Очевидные  преимущества для женщин в период беременности сочетаются с положительным влиянием на развитие детей, матери которых прослушали курс Томатис, в течение первых лет их жизни.
Плюсы метода Томатис для будущих мам:
• Всесторонняя релаксация тела
• Уменьшение страха перед родами
• Здоровый и крепкий сон
• Энергичность
• Сокращение продолжительности родов
Дети, прошедшие курс Томатис по подготовки к родам, находясь в утробе матери:
• Спокойнее, лучше спят, быстрее привыкают к режиму, у них быстрее идет моторное и психическое развитие
• Проявляют меньше страха и плачут реже, по сравнению с детьми такого же возраста
• Более общительные, начинают говорить раньше и лучше
• Обладают хорошо развитым двигательным навыком
Программа подготовки к рождению ребенка Томатис состоит из 5-недельного курса занятий, по три раза в неделю по 2 часа.
Во время занятия мамы слушают специальным образом обработанные скрипичные концерты Моцарта.
Программу можно начать с 18 недели беременности.