Баннер
facebook
twitter
logotype
deco

You are here:

img1
img2
img3
ЭТАПЫ МЕТОДА
ЭТАПЫ МЕТОДА

 

В программу Томатис - процесс переобучения слушанию, заложено 6 этапов


Классическая программа представляет из себя обычно 3 сессии, в которые включены основные, наиболее важные этапы и рассчитана она на обычного, нейротипичного человека. Также наличие 3-х этапов обусловлено минимумом часов необходимым для выработки и закрепления навыка (эффекта Томатис®).

Когда речь идет о ребенке с нарушениями развития, рекомендовано проходить все этапы. Так как каждый этап – сессия - несет в себе определенную функциональную нагрузку, помимо которой также всегда учитываются индивидуальные особенности, динамика и ответная реакция ребенка. В данном случае мы говорим о методе Томатис®, как о терапии.

6 этапов метода Томатис®.

Первый этап. Сенсомоторный

Этот этап предполагает главной своей целью обучение системы принимать и обрабатывать входящий стимул. Научиться реагировать на входящую информацию. Мы вмешиваемся в процесс слушания и начинаем его регулировать. На этом этапе строится основа для всей последующей работы. Для детей с особенностями развития это может быть самым важным этапом.

Второй этап. Этап сонического возвращения

Соническое возвращение предполагает постепенное, поступательно вырезание низкочастотных компонентов из полного звукового спектра. Постепенно поднимаясь к диапазону 9 000 Гц.

Обучив систему воспринимать разложенный звуковой спектр, мы даем возможность воспринимать и быстрее анализировать частотный комплекс, что из себя и представляет наша речь.

Вместе с тем, мы решаем проблему непереносимости определенных звуков. Сигнал перестает расцениваться как опасный и угрожающий.

Третий этап. Внутриутробный слух

Этап материнского голоса. Исследования последних лет, проводимые по изучению внутриутробного развития, позволили подтвердить теорию, что плод ведет интенсивную физическую и чувственную активность. Эта гипотеза, впервые выдвинутая Альфредом Томатисом, сейчас подтверждена и принята. С первых месяцев развития плод может слышать, а также он способен накапливать многочисленные воспоминания, которые ему доставляет первый чувственный опыт. К 18 неделе беременности человеческое ухо полностью сформировано и функционально. Согласно теории А. Томатиса, все 9 месяцев внутриутробной жизни это решающее время не только для физического, но и психического развития ребенка. Внутриутробное восприятие материнского голоса — это первый опыт коммуникации, связь с миром.

Ребенок, находясь в амниотической жидкости в утробе матери, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - сердцебиение и дыхание матери, голос, шум от работы внутренних органов. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух. По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие речевых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой не что иное, как попытку "перепрограммировать" различные этапы развития через символический опыт.

Можно констатировать, что в большинстве случаев использование материнского голоса успокаивает, расслабляет и дает ощущение свободы. Помимо психологического аспекта – возвращение к архаичной памяти, мы даем нервной системе мощный энергетический заряд, т.к. именно звуки высокой частоты питают мозг.

Четвертый этап. Соническое рождение

Соническое рождение предполагает постепенное добавление ранее вырезанных из спектра частот. Это дает возможность вернуть «ухо» из жидкой среды в воздушную, символизируя постепенное прохождение по родовым путям и рождение. На этом этапе также используется мамин голос.

Пятый этап. Предречевой

«Мы все родились полиглотами», - говорил Томатис, имея ввиду, что ухо родившегося ребенка начинает подстраиваться к окружающей его акустической среде, к речи, языку, который он слышит вокруг себя. В музыкальную поддержку на данном этапе включают песни, рассказы, сказки на родном языке.

Шестой этап. Речевой

Это активный этап. На данном этапе проводится аудио-вокальная работа, для которой используется микрофон. Работа с собственным голосом. Укрепление правого аудио-вокального круга, контроля собственной речи.

Еще один важный момент. Любое наше обучение проходит через формирование и закрепление навыка, автоматического выполнения действия. Метод Томатис® – это процесс обучения произвольному слушанию. Это процесс формирования диалога между слуховой системой и мозгом. Система получает новый способ действия и запоминает его. На выработку навыка каждому человеку требуется определенное время, которое составляет около 60 часов. Выработанный за это время эффект сохраняется на всю жизнь.

В саму программу Томатис - процесс переобучения слушанию заложено 6 этапов, поэтому, теоретически, речь может идти о 6 сессиях.

В классическую программу (обычно 3 сессии) включены ключевые, наиболее важные этапы и рассчитаны на обычного человека, это обусловлено необходимым минимумом часов, которое ему необходимы для выработки и закрепления навыка (эффекта Томатис). Опять же, если речь идет о несложных случаях у взрослых и подростков, такие как легкие депрессии, состояние неуверенности в себе, тревожность, подготовка к экзамену и т.п., то короткого курса из 15 дней может быть достаточно.

Когда речь идет о ребенке, тем более о ребенке с нарушениями развития, рекомендовано проходить все этапы. На практике некоторые этапы могут повторяться не один раз, какие-то могут опускаться. Так как каждый этап – сессия - несет в себе определенную функциональную нагрузку, плюс, всегда учитываются индивидуальные проблемы и динамика – ответная реакция ребенка. Если этап повторяется, то и он проходит с корректировкой программы. Т.е к базовым, ключевым задачам этапа надстраиваются другие элементы. В данном случае мы говорим о Томатисе, как о терапии, а не прохождения схемы метода Томатис «для галочки». Обычно я рекомендую определенное количество сессий на консультации и в дальнейшем могу его корректировать по динамике ребенка.

Сессии могут быть по-разному распределены во времени. Между первым и вторым этапом промежуток обычно составляет 1 месяц, в последующих сессиях он может быть увеличен до 2-3 месяцев и до 4-6 месяцев, в зависимости от состояния, динамики и задач.

Еще один важный момент. Любое наше обучение проходит через формирование и закрепление навыка, автоматического выполнения действия. Томатис – это процесс переобучения или обучения произвольному слушанию. Это процесс формирования диалога между слуховой системой и мозгом. Система получает новый способ действия и запоминает его. На выработку навыка каждому ребенку требуется определенное время, определенное количество часов, которое составляет 62 часа. Выработанный за это время эффект сохраняется на всю жизнь.

Естественно у всех возникнет вопрос, а надо ли в последующем проходить сессии Томатис, если мы говорим о ребенке и особенно о ребенке с РАС. Ребенок растет, соответственно меняется, к нему предъявляются новые требования и ставят новые задачи. Поэтому поддерживающие короткие сессии возможны и в дальнейшем, которые составляются именно на его актуальное состояние в конкретный момент с учетом той зоны ближайшего развития, которая для него актуальна.